Основные понятия
Согласно британскому стандарту BS 2780, кожа — это общий термин для обозначения материала, который произошел от шкуры животного и сохраняет структуру волокон этой шкуры более-менее неизменной, и продублен с целью остановки процессов гниения. Если кожа имеет внешнее покрытие, его толщина не должна превышать 0,15мм.
При этом стандарт отдельно отмечает, что материал не может называться «кожей», если при его производстве оригинальная структура волокон шкуры животного разрушается и перерабатывается в отдельные, несвязные волокна, порошок и другие фрагменты химическим или механическим методом с последующим реконструированием фрагментов в плоские материалы и другие формы.
Это определение позволяет четко провести границу между натуральной кожей и имитирующими ее материалами, и понять почему, например, байкаст относится к натуральной коже, а экокожа только удачный рекламный ход.
Для классификации кожи и работы с ней могут быть полезные следующие термины:
- мерея — естественный узор шкуры, который часто сохраняется на анилиновой коже и коже растительного дубления;
- мездра — слой подкожной клетчатки у животных, а также изнанка невыделанной кожи;
- бахтарма — нижняя поверхность выделанной кожи животного;
- спилок — нижняя часть выделанной кожи, которая получается в процессе двоения толстой шкуры;
- краст — дубленая кожа растительного, хромового или комбинированного дубления без лицевой обработки.
Технология дубления натуральной кожи
Выделку кожи можно условно разделить на три этапа: подготовка, дубление, отделка. На подготовительном этапе шкура превращается в сырую кожу (голье), мягкую и эластичную в процессе, но твердеющую после обработки и высыхания. Во время дубления кожи обрабатывают растительными, жировыми или химическими веществами, делая их более прочными и износостойкими. Но такие кожи имеют непривлекательный внешний вид, поэтому на финальной выделке их красят, шлифуют, наносят тиснение или просто защитное покрытие.
Производство сырой кожи
Так как кожа является побочным продуктом мясокомбинатов, сначала сырье проходит процедуру отбора со взвешиванием и проверкой на дефекты, а после консервируется. Чтобы превратить шкуру в голье, на производстве последовательно проводят следующие процедуры:
- Вымачивание (отмока). Шкуры загружают в барабаны для очистки от грязи и крови, иногда с использованием содержащих щелочь моющих средств. Температура воды при этом не превышает 20°C, чтобы шкуры не дали усадку.
- Обезволашивание и золение. Для удаления волосяного покрова, размягчения коллагена и разрушения неструктурированных белков очищенные шкуры снова вымачивают в щелочной среде.
- Мездрение. Остатки плоти, соединительной ткани и жира удаляют с помощью специального аппарата, через который пропускают вымытые шкуры. Это помогает предотвратить гниение и порчу.
- Двоение. Плотные и толстые шкуры, особенно крупного рогатого скота, разделяют на лицевой (верхний) слой и спилок. Эта процедура помогает выровнять толщину кожи и эффективнее использовать сырье.
- Обеззоливание. Для уменьшения количества разбухших и жестких волокон щелочную среду нейтрализуют веществами, содержащими кислоту, например, хлоридом или сульфатом аммония.
- Мягчение и пикелевание. Чтобы сделать кожу гладкой и плоской, предотвратить ее разбухание и уменьшить pH, кожу снова ополаскивают с кислотой и отжимают в барабанах.
Основной процесс дубления натуральной кожи
Подробнее о способах дубления кожи мы поговорим чуть позже, а пока кратко обозначим, что происходит на этом этапе. Подготовленный ранее сырец загружают в барабаны с химическим раствором, в промышленном производстве примерно на сутки, в течение которых коллагеновые связи внутри материала укрепляются.
Температура воды зависит от выбранных дубильных веществ и может доходить до 100°C. Это важно понимать, чтобы не перегреть кожу на реставрации, например, во время сушки ремонтных составов и не запустить процесс разрушения белков.
После отжима проводится контроль качества и дополнительные процедуры: нейтрализация слабым раствором щелочи, окрашивание для анилиновых кож, жирование для вощеной кожи и замши. Этап дубления заканчивается сушкой и разбивкой. Для гладких кож без рисунка используют вакуумную естественную сушку, для мягких кож и кож с тиснением — печную, с растяжкой.
Так выглядит современный дубильный цех.
Финишная отделка
Готовый краст, в зависимости от его качества, могут отправить на реализацию сразу после сушки или дополнительно обработать, чтобы скрыть пороки кожи, сделать ее привлекательнее, повысить износостойкость и водоотталкивающие свойства.
Для уже окрашенных нубука и замши такой финишной обработкой будет шлифовка: нубук с лицевой стороны, замша — с бахтармяной стороны. Если карст высокого качества, его не шлифуют и получают крупнозернистую (full grain) кожа. Если же на лицевой стороне видны укусы, свищи, кнутовины и другие естественные пороки, они заполняются ремонтным составом, сушатся и шлифуются. Такая кожа называется «исправленная» (corrected grain) или «кожа с облагороженным лицом».
Обработка поверхности кожи абразивными инструментами улучшает сцепление как с восками и маслами, так и с пигментом. Но также для адгезии материалов кожу покрывают акриловым или другим грунтом. В полуанилиновых кожах слой покрытия очень тонкий, в крашеных кожах более плотный и сверху покрыт слоем лака.
Способ нанесения пигмента зависит от исходного сырья и метода дубления кожи: краска может распыляться из аэрографа вручную или автоматически на конвейерной ленте, а также впрессовываться в краст при помощи роликов. Последний, например, используется для создания кожи байкаст, а сочетание второго и третьего способов — для крашеной кожи с тиснением.
Для имитации мереи поверх пигмента наносится тиснение с помощью пресс-формы или роликов с нанесенным рисунком. Об этом нужно помнить при визуальном осмотре для определения вида натуральной кожи и последующего восстановления, если пигмент был утрачен или поврежден.Для имитации мереи поверх пигмента наносится тиснение с помощью пресс-формы или роликов с нанесенным рисунком. Об этом нужно помнить при визуальном осмотре для определения вида натуральной кожи и последующего восстановления, если пигмент был утрачен или поврежден.
Уже после финишной обработки на производстве готовая кожа проходит контроль качества, включающий проверку на растяжение, чтобы исключить растрескивание покрытия на сгибах, стойкость к окрашиванию и УФ-излучению, сопротивление трению и соответствие цвету. Подробнее о видах кожи и ее свойствах можно прочитать в нашей статье.
Виды дубления кожи
В современном кожевенном производстве можно выделить три способа дубления кожи в зависимости от типа веществ, которые используются для улучшения характеристик готового материала.
Минеральное (химическое) дубление
К этому типу относятся хромовое, алюминиевое, циркониевое и титановое дубление. Дубление с использование солей хрома одно из самых известных и также встречается под названием wet blue («влажный синий»), так как окрашивают сырую кожу в зелено-голубой оттенок. Этот метод дубления кожи позволяет получить мягкий, эластичный, воздухопроницаемый и прочный продукт.
Дубление алюминиевыми квасцами и сернокислым алюминием — один из старейших методов, в основном используется для выделки овечьих и козьих шкур (лайка и сыромятная кожа). Дубление сульфат цироконатом натрия и солями титана используют в комбинированных методах, они отличаются повышенной прочностью, плотной лицевой стороной и неокрашенной бахтармой.
Органическое дубление
Наиболее натуральный вид дубления натуральных кож, который может быть растительным, жировым, альдегидным. К этой же группе относят дубление танинами и синтетическими дубильными веществами (синтанами). Дубление кожи экстрактами дубы, ивы, лиственницы, мимозы и других деревьев почти не применяется в чистом виде из-за длительности процесса и дороговизны. Но при этом кожа растительного дубления уникальная по свойствам.
Жировое дубление в чистом виде применяется для выделки натуральной замши, чтобы превратить бахтармяный спилок в мягкий, эластичный и прочный материал. Вощеные кожи также производят с использованием натуральных жиров и восков.
Синтаны, в основе которых фенол, резорцин и нафталин, ускоряют и удешевляют процесс выделки. Они дают хорошее наполнение, отбеливают и окрашивают кожу, поэтому в сочетании с другими дубильными веществами дают устойчивый результат.
Также для дубления могут использоваться формальдегид и глутаровый альдегид. Первый делает кожу очень тонкой, второй же делает кожу мягкой, эластичной и устойчивой к воздействию влаги, пота и разных органических веществ. Однако из-за современного экологического законодательства редко используется.
Комбинированное дубление
В современном кожевенном производстве эта техника представляет собой первичную обработку хромовыми соединениями и дополнительную пропитку растительными танинами, а также комбинирование солей для усиления конкретных свойств. Такой подход хорошо работает на снижение затрат и получение материала высокого качества для изготовления изделий массового спроса.
Как правило, кожу комбинированного дубления применяют для изготовления сумок, обуви, ремней и галантереи. Сочетание разных дубильных веществ позволяет добиться баланса эластичности и прочности кожи, сделать ее более устойчивой к механическим повреждениям, влаге и пыли.
Заключение
Дубление — ключевой этап в выделки кожи, в процессе которого материал приобретает свои исходные свойства. Реставраторам важно знать и уметь определять разные типы дубления, чтобы подобрать пропитки и ремонтные составы для восстановления, повторить правильную технологию окрашивания и финишной обработки.
Узнать больше о производстве кожи, ее свойствах и особенностях можно в авторском «Основном курсе» для реставраторов. Здесь вы сможете на практике изучить технологии ремонта трещин, царапин, потертостей и других повреждений, а также научитесь устранять загрязнения, восстанавливать цвет и текстуру кожи.