История создания кожи наппа
Хотя сейчас основными производителями кожи nappa являются Испания, Италия и Турция, родина материала — Соединенные Штаты Америки.
Ко второй половине XIX века центры кожевенного дела сложились в Англии, Европе и Америке, но технологии выделки кожи находились на низком уровне, а производственный цикл занимал 45-50 дней. Учитывая повышенный спрос на кожевенные изделия, а также растущие требования к качеству и ассортименту кож, перед производственными компаниями остро стоял вопрос модернизации.
В 1865 году в Новый Свет приехал Эмануэль Манассе (Emanuel Manasse), сын кожевенника и подающий надежды специалист по выделке кож. Изначально он выкупил долю в кожевенном заводе «Хэлвиг» (Hellwig Tannery), где и работал, но после продал свою часть бизнеса. В 1871 году Манассе переехал в калифорнийский город Напа и занял должность управляющего кожевенным заводом «Сойер» (Sawyer Tannery), который выпускал материал для одежды, перчаток, ремней и другой кожевенной галантереи.
Манассе, который всегда был открыт новому, активно экспериментировал с методами и способами дубления, веществами для жирования и отделочными процессами. И уже через четыре года после переезда в Напу его исследования увенчались успехом.
18 февраля 1875 года патентное бюро Калифорнии выдало сертификат, который подтверждал открытие нового способа дубления овечьей кожи для обуви, перчаток и других изделий, который известен как «лакированная кожа Напа» (the Napa patent leather). В 1880-х последовало еще одно открытие — новый процесс дубления коровьей кожи, который позволил сделать ее водонепроницаемой и стал известен как Nap-A-Tan.
Благодаря работе Манассе Sawyer Tanning удалось получить невероятное конкурентное преимущество. Производимая ими кожа из шкур овец, ягнят, телят и коров была одновременно плотной, прочной, мягкой и водонепроницаемой. Ключевым изменением, принесшим такие результаты, стало использование комбинированного дубления: растительного и хромового с использованием алюминиевых квасцов и дихроматов. Это же стало причиной краха.
В 1960-1970-х годах в Калифорнии были введены жесткие экологические стандарты. В процессе производства образовывался хромовый шлам и другие трудно утилизируемые отходы, сточные воды загрязнялись. Попытки перевода предприятия в Индию провалились. Поняв, что сохранить качество и соблюсти требования экологического законодательства не получится, руководство Sawyer Tanning приняло решение закрыть компанию спустя 121 год непрерывной работы. Таким образом, они сохранили свою репутацию производителя высококачественной кожи и дали дорогу другим.
Особенности кожи nappa
Наппа не запатентована и не зарегистрирована как торговая марка, имеет только общие характеристики, которые в целом характерны для полуанилиновых кож. В классическом понимании, если основываться на описании из книг начала ХХ века, кожа наппа:
- производится только из шкур овец или ягнят, так как их шкуры тоньше, мягче и эластичнее;
- имеет гладкую текстуру с сохраненной природной мереей, т.е. кожа почти не корректируется, например, шлифовкой;
- выделывается методом комбинированного дубления (semichrome leather), сначала дихроматами, потом растительными танидами;
- жируется веществами животного происхождения и растительными маслами для придания коже характерного запаха;
- окрашивается на всю глубину (0,5-0,7 мм), включая бахтарму, с помощью каменноугольных анилиновых красителей проникающего типа путем полного погружения в красильную ванну.
Ряд кожевенников ориентируется именно на эти характеристики, выбирая между классической автомобильной кожей и дорогостоящей nappa. Однако большинство поставщиков называют наппой кожу с гладкой, мелкозернистой текстурой, тактильной мягкостью и эластичностью. При этом она может быть прокрашена полностью или только поверхностно, а дубильные и жирующие композиции подобраны под конкретное сырье.
Использование наппы в автомобиле
Первыми использовать термин «наппа» для обозначения кожаной обивки премиального сегмента автомобилей решили использовать бренды BMW, Porsche, Mercedes-Benz, когда в 1950-1960-х годах вышли на рынок США. Удачный маркетинговый ход вошел в историю, а название стало нарицательным для кожи высокого качества.
Уверены, если задать вопрос, чем лучше всего перетянуть потолок в автомобиле, большинство водителей ответит: «Конечно же наппой». Это популярный, но далеко не единственный вариант использования бархатистой и эластичной кожи.
- Обивка передних и задних сидений. Одно из уникальных свойств наппы заключается в отличной воздухопроницаемости. В обтянутых ей сидениях одинаково комфортно в летнюю жару и в холодное время года, а сам внешний вид сидений долго остается эстетически привлекательным.
- Перетяжка дверных карт. Если хочется добавить салону лоска, а средства ограничены, можно рассмотреть вариант с заменой обивки на дверных картах и подлокотниках. По нашему опыту, даже такое небольшое обновление преображает салон.
- Декорирование элементов салона. Наппа удобна в работе, поэтому отлично подходит в качестве декоративных вставок и оформления отдельных частей салона (приборной панели, центральной консоли, ниш для хранения, карманов и др.) С ними автомобиль управление автомобилем станет тактильным и визуальным удовольствием.
Заключение
Теперь, когда мы разобрались, что наппа — это такое собирательное название для полуанилиновых кож высокого качества, обладающих определенными характеристиками, осталось добавить еще одну деталь.
Искусственная наппа тоже существует и чаще встречается на рынке под наименованием экокожа. Современные синтетические кожи достигли того уровня, когда с точки зрения эксплуатационных характеристик могут даже превосходить натуральные материалы.
Выбирайте тот вариант, который вам нравится больше, а мы в сервисе LeTech поможем подобрать правильный уход как для автомобилей и мебели, так и для кожаной одежды, обуви и сумок.
Понравилась статья? Оцените ее!